Форум по зеленому росту и устойчивому развитию 2014: экспертное видение

Антонина Левашенко Антонина Левашенко Руководитель Центра Россия-ОЭСР опубликовано Инвестиции · Экология · Экономика · Налоги · Устойчивое развитие · Форумы ОЭСР

13-14 ноября 2014 года в штаб-квартире ОЭСР, Париже, состоялся очередной Форум по зеленому росту и устойчивому развитию. Данный Форум проводится на ежегодной основе и предусматривает возможность реализации многостороннего диалога в рамках единой тематической дискуссии.

В текущем году форум был посвящен рассмотрению социальных последствий реализации стратегии зеленого роста. Рассмотрение потенциальных последствий реализации политики зеленого роста на рынки труда, получение доходов, развитие домашнего хозяйства - главные вопросы форума.

Также внимание было уделено рассмотрению возможностей и имеющегося потенциала правительств различных государств в отношении регулирования возникающих или могущих возникнуть последствий реализации стратегии зеленого роста на социальную политику.

Форум проходил в два дня: 13 ноября (с 9.00 до 18.00) и 14 ноября (с 9.00-13.00).

Первый день форума был посвящен обсуждению следующих вопросов:

  • увеличение уровня неравенства в доходах населения мира. Значение зеленого роста в сложившейся ситуации;
  • роль стратегии зеленого роста в условиях инклюзивного роста;
  • выявление взаимосвязи между социальной защитой и охраной/защитой окружающей среды;
  • вопросы реформы энергетического сектора (обсуждение основных проблем совместно с Международным энергетическим агентством (МЭА);
  • изменения климата и влияние таких изменений на ценообразование энергоресурсов;
  • социально-экономические проблемы и их последствия в рамках энергетического перехода. В первый день также состоялось совместное заседание с Комитетом по развитию экономики и поощрению занятости, Совместной программой действий на местном уровне по экономике занятости. Обсуждались возможности и вызовы для рынка труда в связи с переходом на реализацию стратегии зеленого роста; вопросы необходимых инвестиций в альтернативные возможности трудоустройства.

В частности, отмечалось, что имеется потенциальная возможность наличия негативных или несправедливых последствий реализации политики, ориентированной на зеленый рост. Поддержка реформ по экологической политике в сфере энергетического сектора (реформирование поддержки субсидий в области ископаемого топлива, ценообразование углерода, государственная поддержка инвестиций в низкоуглеродные и энергетические технологии) может стимулировать повышение уровня цен на предметы домашнего обихода и оказания соответствующих услуг. Обозначенное негативно отразится на регионах, в рамках которых отмечаются серьезные проблемы, связанные с так называемой «энергетической бедностью».

В странах Африки более 620 млн. человек не имеют электричества (в настоящее время только 290 млн. из 915 млн. человек имеют доступ к электричеству).

В целом в мире порядка 18% мирового населения не имеют доступа к электроэнергии (преимущественно в сельской местности). Прогноз по обеспечению доступа к электроэнергии в странах Африки следующий: почти один миллиард человек сможет получить доступ к электроэнергии в 2040 году, но, с учетом роста населения порядка 530 миллионов человек в данных странах не будут обеспечены электричеством к обозначенному сроку (в основном в сельской местности). При этом отмечается, что к югу от Сахары в Африке имеются богатые энергетические ресурсы.

Из стран Африки, Нигерия представляет собой самый богатый ресурсный центр нефтяного сектора. При этом имеющиеся барьеры (в том числе проблемы правового регулирования, военные конфликты) препятствуют вливанию инвестиций для развития энергетических систем.

В связи с обозначенным, обсуждалась необходимость обеспечения осуществления инвестиций в энергетический сектор, сокращение барьеров, препятствующих осуществлению инвестиций в данную сферу. В этих целях требуются изменения в правовом регулировании на национальном и региональном уровне. Развитию энергетических рынков будет способствовать усиление политической поддержки, обеспечение правового регулирования, развитие регионального сотрудничества и достижение высоких стандартов управления. Отмечалось, что США инициировали программу поддержки развития энергетического сектора Африки южнее от Сахары, рассчитанную на пять лет.

Несмотря на необходимость развития доступа к электроэнергии, отмечалось, что согласно новым исследованиям, 3,5 млн. преждевременных смертей в году происходят в результате загрязнения воздуха от использования твердых видов топлива.

Эта цифра значительно выше, чем предыдущие оценки, прежде всего, за счет выявления новых заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания и рак легких. Соответственно, при развитии электроэнергетики важное значение имеет приверженность правительств к необходимости реализации стратегии зеленого роста. Но последствия от ее реализации на социальные группы также имеет важное значение, что необходимо учитывать.

Во второй день мероприятия более предметно рассматривались потенциальные социальные последствия реализации стратегии зеленого роста в контексте возможных ответных мер политики, в том числе:

  • основные последствия реализации стратегии зеленого роста на рынки труда;
  • новые источники рабочих мест в условиях увеличивающегося неравенства, реформы энергетического сектора;
  • перспективы развития подготовки кадров в сложившихся условиях.

Позднее, во второй день было осуществлено раздельное заседание в двух различных группах по темам: 1) активный рынок труда и профессиональные навыки для зеленого роста (совместное заседание с Международной организацией труда); 2) социальная защита и политика перераспределения в условиях реализации стратегии зеленого роста.

Основные выводы, к которым пришли участвующие в состоявшемся форуме:

  • со стороны правительств необходимо обеспечение соблюдения баланса затрат и выгод на/от реализации экологической политики (стратегии зеленого роста). Данный баланс должен зиждиться на прозрачной и справедливой основе и учитывать мнения со стороны населения;
  • целесообразно поощрять сотрудничество между национальными учреждениями и международными организациями для формирования потенциала по проведению оценки от эффектов распределения последствий от реализации стратегии зеленого роста. Подобная оценка должна основываться на сведениях, собранных также и в отношении домашних хозяйств. Важно также обеспечить возможность реализации диалога между политиками, государственными служащими, экспертами, общественностью для формирования общего понимания вопросов, связанных с получаемыми эффектами от проводимой политики зеленого роста;
  • в рамках реализации стратегии зеленого роста следует внимательнее следить за выгодами от ее реализации и издержками в целях исключения негативных эффектов, выражающихся в усугублении неравенства в обществе, развитии бедности;
  • последствия реализации стратегии «зеленого» роста могут возникнуть в связи с изменением цен, внедрением новых технологий, в результате которых могут существенно измениться потребности в человеческом труде, изменение спроса на те или иные товары и услуги, в том числе изготавливаемые или оказываемые человеком. Таким образом, в первую очередь на реализацию стратегии «зеленого» роста будет реагировать рынки труда;
  • на изменения в занятости влияет не столько реализация политики «зеленого» роста, сколько функционирование рынков труда в конкретной стране, уровень открытости экономики для торговли;
  • в настоящее время определены стандарты для подсчета «зеленых» рабочих мест, которые позволяют осуществить оценку направлений и происходящих изменений в связи с реализацией стратегии «зеленого» роста, но отмечается, что сбор данных по разработанному стандарту осуществляется с отставанием. В целом, эффекты от экологического регулирования на рынок труда в настоящее время нейтральны, но наблюдаются потери рабочих мест в рамках отраслей, где имеются более жесткие экологические требования. В связи с этим в настоящее время является актуальным вопрос о влиянии политики зеленого роста на экономику с точки зрения рынка труда (в том числе, влияние на спрос и предложение занятости, заработной платы);
  • отмечается возможное повышение спроса на определенные, специализированные навыки, с учетом потенциального распространения «зеленых» инноваций в будущем. С учетом обозначенного, отмечается необходимость формирования соответствующих подходов со стороны правительств в отношении регулирования деятельности служб занятости и подготовки необходимых кадров;
  • стратегия «зеленого» роста должна быть чувствительной к необходимости повышения уровня защиты бедного населения;
  • проводимая политика зеленого роста должна учитывать особенности конкретных стран, потребности населения, проживающего в этих странах. В целом, необходимо внедрять «зеленые» направления в проводимую государственную политику и экономику, обеспечить надлежащую защиту наиболее уязвимых слоев населения путем предотвращения негативных последствий при распределении последствий реализации стратегии зеленого роста;
  • правительства должны рассмотреть способы и подходы в отношении того, как можно повысить качество рабочих мест, увеличить количество рабочих мест в условиях реализации политики «зеленого» роста;
  • необходимо учитывать, что повышенное экологическое налогообложение может негативно отразиться на лицах, имеющих низкий уровень доходов;
  • экологические и энергетические налоговые реформы во многих случаях вызывают негативные эффекты распределения положительных и негативных эффектов от реализуемой политики в сфере энергопотребления, основанной на стратегии зеленого роста. Такие эффекты необходимо смягчать реализацией соответствующей государственной политики. Целесообразно грамотно обеспечивать переработку доходов государства. Например, необходимо обеспечивать «возврат» зеленых налогов потребителям, что позволит избежать усугубления бедности и развития неравенства в обществе;
  • помимо налогообложения целесообразно рассматривать и другие подходы по регулированию энергетического сектора в рамках стратегии зеленого роста, в том числе государственные субсидии, возможность проведения особой политики в области энергоэффективности, использование которых позволит гибче регулировать энергетическую сферу в рамках стратегии зеленого роста;
  • правительствам необходимо выстраивать новые подходы по оптимизации существующих систем социального обеспечения в рамках складывающихся экономических условий, существующих схем налогообложения и государственной поддержки. Странам с развивающейся экономикой целесообразно акцентировать внимание на развитии аграрного сектора, развитии определенной специализации;
  • для снижения негативных эффектов от распределения последствий реализации стратегии зеленого роста необходимо обеспечить триединый подход: сокращать налоги на труд (с помощью доходов от экологических налогов); обеспечить эффективную систему социального обеспечения, в том числе путем оказания целевой помощи уязвимым слоям населения; обеспечить возможность повышения квалификации и формировать среду для развития конкурентного рынка труда с учетом формирования необходимых навыков в условиях реализации стратегии зеленого роста;
  • целесообразно постепенно увеличить кадровый потенциал, основанный на знаниях экономики, реализуемой с учетом стратегии зеленого роста.