Форум по торговле 2014: экспертное видение

Антонина Левашенко Антонина Левашенко Руководитель Центра Россия-ОЭСР опубликовано в Россия и ОЭСР · Торговля · Экономика · Об ОЭСР · Форумы ОЭСР

Основная тема Форума: Роль и значение услуг в современном мире.

Вопросы, которые обсуждались:

  1. Роль и место услуг в современном мире, влияние развитости сектора услуг на создание рабочих мест, на конкурентоспособность экономики.

В настоящее время изменилось отношение и понимание торговли услугами со времен заключения ГАТС.

Сейчас большое внимание уделяется торговле услугами при заключении Соглашений о свободной торговле.

Необходимо повышать прозрачность статистики по услугам для проведения более детального анализа торговли услугами в современном мире, для оценки ключевых тенденций.

Структура мировой торговли: 79% - торговля товарами, 21% - торговля услугами.

Но если использовать показатели торговли в GVCs (TiVA), то по этим оценкам доля услуг составляет 45% от общего объема мировой торговли (и более 50% в странах ЕС). В развитых странах достигает порядка 70% Страны с более высокими регулятивными барьерами импортируют меньше услуг, как и экспортируют меньше. В настоящее время наблюдается увеличение доли услуг в мировом ВВП.

Более открытые рынки услуг характеризуются более высокой конкурентоспсособностью и эффективным участием в GVCs.

Роль и вклад услуг в GVCs:

Новой инструмент ОЭСР для оценки торговой политики стран в сфере услуг: OECD STRI (Services Trade Restrictiveness Index).

На форуме был представлен новый инструмент в составе данного индекса – симулятор Services Trade Restrictiveness Index Simulator, который позволяет изучать влияние изменений в ограничительных мерах на более детальном уровне и сравнивать конкретную страну с целым рядом других стран в той или иной отрасли.

  • STRI включает в себя законодательную и регулятивную базу (информация о более, чем 16000 законов и правилах регулирования);
  • STRI включает в себя данные по 18 секторам услуг в 40 странах-членах ОЭСР и стран-партнерах ОЭСР;
  • STRI помогает определить, какие в стране действуют ограничительные меры для торговли услугами, что, в свою очередь, позволяет оценить открытость международной торговли услугами. Индекс STRI принимает значения от 0 до 1, где 0 – это полностью открытый рынок услуг, а 1 – полностью закрытый рынок. Показатели рассчитываются на основе информации, содержащейся в базе данных STRI.

В рамках выступления представителя Telefonica были озвучены предложения по развитию цифровой экономики (digital economy):

  • регулятивные и торговые соглашения должны обеспечивать справедливую конкуренцию, равенство обращения услуг, контроль и доступ на рынки для организаций, предоставляющих различные виды услуг;
  • применение единых правил для аналогичных услуг в независимости от лежащих в основе технологий;
  • создание благоприятного инвестиционного климата, закрепление экономической устойчивости инвестиций в сфере электронных услуг и инфраструктуры для использования сети Интернет.
  1. Важность либерализации рынка услуг.

Необходимость совершенствования ГАТС, выработки правил горизонтального регулирования международной торговли и углубления либерализации.

Подчеркнута важность роли РТС в либерализации рынка услуг.

Также важными являются переговоры по созданию более глубокого, чем ГАТС – Trade in Services Agreement – TISA. На данном этапе в переговоры по TISA не включены вопросы либерализации с/х услуг в TISА. Коста-Рика хочет, чтобы в TISA был включен раздел по услугам в области сельского хозяйства. Бразилия провела обширное исследование по анализу рынка услуг и представила его на Форуме. В докладе профессора из Университета Бразилиа были представлены ключевые выводы, сделанные на основе проведенного анализа рынка услуг в Бразилии:

  • низкокачественные и дорогостоящие услуги в стране являются причиной снижающейся конкурентоспособности производства, медленного экономического роста и участия Бразилии в GVCs преимущественно в производстве товаров;
  • существует необходимость проведения политики стимулирования инвестиций и повышения производительности и конкуренции в сфере услуг, особенно в тех, которые приводят к улучшению показателей торговли в производственном секторе.

Справка по Швеции:

  • в 1984 г. – приняли закон о недискриминации и свободе учреждения коммерческих предприятий;
  • с 2008 г. – проведение недискриминационной миграционной политики (привлечение иностранной рабочей силы – привлечение талантов, опытных работников – создание благоприятной среды для граждан) – «привлекая иностранных работников, происходит увеличение экспорта в эту страну». Для компаний должны быть созданы условия и возможности для привлечения квалифицированных работников из-за рубежа.
  1. Анализ значимости финансовых и дистрибьютерских услуг.

Анализ показателей по странам индекса STRI в области финансовых и дистрибьютерских услуг. Финансовые услуги: страхование и коммерческие банковские услуги.

Основные ограничительные меры в области коммерческих банковских услуг: ограничения на учреждение предприятий (ограничения на прямые иностранные инвестиции, правовые ограничения, дискриминационные условия лицензирования); ограничения на трансграничные операции (запрет на трансграничную торговлю; валютный контроль); конкурентные барьеры (наибольшее благоприятствование госбанкам; ограничения процентной ставки; политика предварительного одобрения).

Справочно: STRI по России в области банковских услуг примерно 0,38 (выше этот показатель только у Китая, Индии и Индонезии). Средний по всем исследуемым странам – 0,19.

Основные ограничительные меры в области страхования: ограничения на учреждение предприятий (ограничения на прямые иностранные инвестиции, правовые ограничения, дискриминационные условия лицензирования); ограничения на трансграничные операции (запрет на трансграничную торговлю; право первого отказа для отечественных страховых компаний; ограничения на уступки по перестрахованию); конкурентные барьеры (наибольшее благоприятствование госбанкам; тарифные и ценовые ограничения; политика предварительного одобрения).

Справочно: STRI по России в области страхования примерно 0,48 (один из самых высоких, выше только в Индии, Индонезии и Китае); средний по всем исследуемым странам – 0,21.

Открытый и конкурентный рынок банковских и страховых услуг ведет к:

  • увеличению импорта и экспорта;
  • улучшению доступа частного сектора к кредитам;
  • более высокому уровню страховых услуг;
  • повышению производственного экспорта;
  • повышению доли внутриотраслевой торговли товарами.

Дистрибьютерские услуги. Основные ограничительные меры в области дистрибьютерских услуг: органичения по доступу на рынки (необходимость тестированя для получения лицензий; нормативные монополии на оказание дистрибьютерских услуг в некоторых видах продукции; барьеры для франчайзинга и прямых продаж); дискриминационные правила регулирования (требования местного компонента, положения о предварительной упаковке; положения о маркировке); конкурентные ограничения (ограничения на часы работы; ограничения на сезонные продажи; ценовые ограничени; ограничения на рекламу).

Справочно: STRI по России в области дистрибьютерских услуг примерно 0,22 (выше показатель у Китая, Индии, Индонезии и Исландии).

Дифференциация показателей по индексу STRI среди стран ОЭСР – невелика. Возникает вопрос в том, как перенести практику стран ОЭСР в сфере регулирования услуг в страны-не члены ОЭСР?